ЗиС-101

Ну вот, это первая страничка в моем блоге-энциклопедии для поклонников старинных легковых авто и любителей «Мафии» :) ЗиС-101 является именно такой машиной: это большой старинный автомобиль характерного вида с запаской на переднем крыле !

Ну а если серьезно, то ЗиС-101 – это легковой автомобиль представительского класса, выпускавшийся с 1936 по 1941 годы. Машина эта была серийная (более 8 000 единиц) и стоила бешеных денег.

История разработки ее такая: на заводе «Красный Путиловец» в 30-х выпускали трактор «Фордзон» (Fordson), который, кстати, упоминается в книге «Поднятая целина» Шолохова. Этот трактор какое-то время был основой советской коллективизации, однако к концу 30-х годов он уже порядком устарел. Поэтому было принято решение снять его с производства, что привело к освобождению части производственных площадей. Да, завод «Красный Путиловец» существует и поныне – теперь он называется Кировским (кто живет в Петербурге, наверняка видел его).

Так как «место» для производства автомобилей увеличилось, то была начата разработка представительской автомашины под названием Л-1 («Ленинград-1»). Л-1 представлял собой копию американского Buick-32-90, который по западной классификации представительским не был. Тем не менее, Л-1 (их выпустили 6 единиц) был совершенным качественным автомобилем, по тогдашним меркам чуть ли верхом советского автопрома. Правда, машины часто ломались – тогда еще не могли обеспечить высокую надежность сборки (да и сейчас многие не хотят ее обеспечивать – часто совсем новый, только с завода,  автомобиль ломается без конца).

Buick-32-90 Модель 1935 года

Buick-32-90 (модель 1935 года)

 

Однако, несмотря на то, что мощности имелись, для массового выпуска такой автомашины их не хватало – «Красный Путиловец» проект не потянул. Кроме того, на этом заводе не было нужного оборудования, а поскольку завод ЗиС в то время (да и сейчас тоже) был самым мощным в этом плане, на нем имелось и оборудование, и производственные линии, специалисты-механики, квалифицированные сборщики, инженеры и т. д., то проект передали туда. Это произошло в 1936 году.

Под руководством Е. А. Важинского была начата работа над проектом ЗиС-101. Как и в случае с автомобилями АМО-2 и АМО-3, на ЗиСе, взяв в основу проект Л-1, решили начать разработку своего автомобиля, чтобы можно было производить его  из своих деталей на советском оборудовании.

Сначала инженеры и механики занялись кузовом и ходовой частью: были переделаны и рама автомобиля, и ходовая (полностью), а также был создан новый кузов. Кузов проектировали американцы: компания Budd за 16 месяцев и 500 тыс. долларов по предоставленным с ЗиСа эскизам обязалась создать дизайн и производственную линию для выпуска таких кузовов.

Кузова собирались вручную – как и многие автомобили тех лет, ЗиС-101 имел деревянный каркас, обшитый кузовной жестью. С начала 1937 года автомобили поставили на конвейер и началось их серийное производство.

Автомобиль ЗиС-101 был довольно узкоспециализированным: всего два основных применения нашла эта дорогая во всех отношения автомашина – на ЗиС-101 развозили правительственных чиновников, а также эта машина была использована в качестве такси в нескольких больших городах, в частности, в Москве. В качестве такси эта машина служила довольно долго – до 1946 года, когда на смену ей пришел ЗиС-110 и ГАЗ-20 (а позже и самые, пожалуй, знаменитые такси – ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга»). Была и «Скорая помощь» на ЗиС-101.

ЗиС-101

Автомобиль ЗиС-101

 

Автомобиль имеет большой «список инноваций»:

- ЗиС-101 был первым советским автомобилем, на котором была применена коробка передач с синхронизаторами (коробка 3-х ступенчатая, синхронизаторы на 1-й и 2-й передачах).

- Эта первая советская машина с двухкамерным карбюратором

- На ЗиС-101 впервые в истории легкового советского автопрома был установлен отопитель салона

- На ЗиС-101 был установлен радиоприемник (это сейчас в каждой машине и радио, и CD, а то и телевизор, а в конце 30-х годов обычный-то радиоприемник был редкостью)

Также были применены и многие «механические» внедрения: вакуумные усилители тормозов, сцепления, гаситель колебаний коленчатого вала, термостат в системе охлаждения.

На базе ЗиС-101 выпустили два легкобронированных автомобиля ЗиС-101Э с 70-мм. стеклами, ЗиС-101Л, на котором имелся телефон.

На автомашины ставили различные двигатели: американские («Паккард» и «Студебеккер») и советские (ЗиС-110, ЗиС-120, Газ-51).

На основе ЗиС-101 были созданы и другие интересные автомобили: ЗиС-101А, ЗиС-102, ЗиС-101А «Спорт». Поскольку они имеют некоторые принципиальные отличия от своего прототипа, то про эти автомобили мы поговорим отдельно (вы можете, если хотите, узнать про них больше прямо сейчас, перейдя по соответствующим ссылкам).

Технические характеристики автомобиля ЗиС-101: максимальная скорость – 115 км/ч; двигатель – карбюраторный рядный жидкостного охлаждения, объемом  5,75 литра и мощностью 110 л. с.; 8 цилиндров; тип кузова – лимузин; мест – 7; привод – на задние колеса.

Рубрики: Зил и ЗиС
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить комметарий

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>