ЗиЛ-Э169А

ЗиЛ-Э169А – экспериментальный советский грузовой автомобиль, который предполагалось использовать как альтернативу грузовику ЗиЛ-130. Первая машина была собрана в конце декабря 1964 года. Однако ЗиЛ-130 и сейчас во множестве ездят по градам и весям России, а вот ЗиЛ-Э169А в серию выпущен не был, хотя и являлся интересной и уникальной моделью.

 

Бескапотный эксперментальный грузовик ЗиЛ-Э169А

 

ЗиЛ-Э169А явился как бы продолжение многих автомобилей, которые разрабатывались тогда в различных странах мира. Прежде всего, в СССР на КАЗ, ГАЗ и МАЗ уже был разработан ряд бескапотных грузовиков, которые стали успешно использоваться в народном хозяйстве. Кроме того, в то время разработка бескапотных грузовых автомобилей была перспективной, велись многие проекты на эту тему, тогда как абсолютное большинство машин было построено по схемам капотной компоновки.

ЗиЛ-Э169А, с независимой подвеской, с малым радиусом поворота, отличной обзорностью и прекрасной аэродинамикой был на то время мощным, маневренным и вместительным автомобилем. Да и не только на то – в заключении статьи я позволю себе вставить в материал одну любопытную фотографию. Но об этом потом.
Итак, ЗиЛ-Э169А получил ряд узлов и агрегатов от ЗиЛ-130, причем автомашину снабдили подвижной рулевой колонкой (сейчас чуть не каждом тягаче стоит).

В конце марта 1965 года машина после проверки и устранения дефектов прошла плановую обкатку, в которой ЗиЛ-Э169А показал себя наилучшим образом. Затем грузовик был отправлен на испытания, в ходе которых (о они проходили до 1967 года, в том числе в горах и на сложных дорогах) было вроде как решено пустить машину в серию, причем на ее шасси планировалось изготовить различные промышленные модификации: фургоны, тягачи и другие.

Почему же такой перспективный, современный (тогда) и экономичный автомобиль не пустили в серию ? Дело все было в том, что СССР был сильно милитаризованным государством, и решения о выводе грузовиков в серию выносились в согласовании с военными. А бескапотный грузовой автомобиль по факту более безопасен в этом случае – при подрыве на мине или расстреле машины из стрелкового оружия у экипажа шанс выжить больше, нежели в «бескапотнике». Поэтому в серию пустили ЗиЛ-130, а не ЗиЛ-Э167А.

Впрочем, все относительно – грузовик ведь можно оборудовать и навесной защитой, в том числе броней. Кстати, грузовики инкассаторов почти все бескапотные.

Конечно, проект не был забыт – некоторые элементы его были реализованы затем в проектах КамАЗа. Однако с точки зрения выгоды, массы перевозимого груза, экономичности ЗиЛ-Э167А был неплохой машиной. Возможно, если бы он попал тогда в серию, у нас раньше появились бы легкие современные грузовики, вроде того, который выпустил не так давно КамАЗ.

Технические характеристики ЗиЛ-Э169А: двигатель – ЗиЛ-130 (ТТХ аналогичны ЗиЛ-130); полная масса – 10 745 кг; грузоподъемность – до 10 т; привод – на задние колеса.

Рубрики: Зил и ЗиС
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить комметарий

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>