ЗиЛ-135П

ЗиЛ-135П – советская десантно-транспортная амфибия, созданная зимой 1965 года на основе шасси опытного автомобиля ЗиЛ-135К. Машина была необычной во многих отношениях, прежде всего в плане устройства корпуса. ЗиЛ-135П и на вид больше напоминал катер, чем автомобиль.

Первоначало ЗиЛ-135П создавался как своеобразная самоходная понтонная секция, но позже по ходу работ концепция уклонилась в создание транспортного автомобиля, средства для перевозки десанта (ЗиЛ-135П мог перевозить одновременно 24 человека, включая 2 человека экипажа, вероятно, водителя-механика и штурмана-радиста, точно не знаю). В моторном отсеке, который находился в задней части корпуса, располагались два 180-сильных двигателя ЗИЛ-375Я, как и на большинстве других автомобилей семейства, движение по воде осуществлялось с помощью двух гребных винтов диаметром по 70 см. каждый, которые при выезде на берег убирались в специально сделанные ячейки.

По проходимости автомобиль был впечатляющий: амфибия могла передвигаться и сходить с плавбазы при волнении до 5 баллов, и даже плыть среди небольших льдин. ЗиЛ-135П мог выходить на берег при волнах в зоне прибоя высотой до 3 метров (такая волна легко собьет с ног человека любой комплекции).

ЗиЛ-135П

Самым же любопытным в ЗиЛ-135П был его специфический корпус, разработанный в ЦНИИ имени академика Крылова: он был сделан из стеклопластика и устроен наподобие корпуса подводной лодки – корпус ЗиЛ-135П был как бы двойным, но только межкорпусное пространство было заполнено не воздухом, а пенопластом, что значительно повышало живучесть амфибии.

Подобным образом сконструированный корпус обеспечивал значительные задержки в поступлении воды при наличии пробоин – она не вливалась в отверстия, а просачивалась, благодаря чему экипаж и десант мог успеть получить помощь и, возможно, даже спасти и саму  амфибию до заполнения корпуса водой. Другие амфибии, имевшие обычный корпус из листового металла, получив пробоину, заполнялись водой с такой скоростью, что машина могла потонуть еще до того, как экипаж предпримет какие-либо меры к спасению. Кроме того, корпус был удачно создан и в плане аэродинамики – скорость по воде достигала 16 км/ч.

ЗиЛ-135П прошел многочисленные испытания на Северном море и на Балтике, а также были проведены тесты и на суши, в которых ЗиЛ-135П показал рекордную скорость 65 км/ч.

Несмотря на все эти ухищрения и массу плюсов, в серию автомобиль не пустили – амфибия годилась только для военного применения, а ВМФ не стало делать заказ на эту машину. В качестве спасательного средства ЗиЛ-135П был слишком громоздким, к тому же были уже более совершенные разработки.

В связи с этим хотелось бы сказать, что многие товарищи (включая и некоторых журналистов), говорят, что вот, мол, все разработки Грачева по ЗиЛ-135 зарубались на корню, ему не давали работать, ни одна машина в серию не пошла, бюрократы не пустили и т. п. Это не так, на самом деле не один, а несколько вездеходов Грачева успешно выпускались в сериях, и среди них спасатель ПЭУ-1 – эволюция ЗиЛ-135П. Так что бытующее у ряда людей мнение, что «в СССР злые бюрократы заткнули все перспективные разработки» далеко от истины (хотя иногда оно действительно имеет место).

Таким образом, эта замечательная машина, хоть и не выпускалась в серии, но создана была не зря, а для пользы в производстве будущих, более совершенных и полезных машин.

Технические характеристики ЗиЛ-135П: максимальная скорость – 65 км/ч; двигатель – 2 х 180-сильный дизель ЗиЛ-375Я; снаряженная масса – 15 т.; грузоподъемность – 5 т. (без пассажиров); мест – 24.

Рубрики: Зил и ЗиС
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить комметарий

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>