ЗиЛ-135

ЗиЛ-135 был выпущен автозаводом Лихачева осенью 1958 года. Это был не совсем обычный, а точнее, совсем необычный автомобиль: опытный полноприводный четырехосный  вездеход-амфибия. ЗиЛ-135 не являлся продолжением ни одной из предыдущих опытных моделей колесных вездеходов, а сходный автомобиль ЗиЛ-Э167 появился только в 1961 году. Семейство ЗиЛ-135 разрабатывали под руководством конструктора Грачева – энтузиаста создания вездеходов. В некоторых книгах, где упоминается какой-либо автомобиль типа ЗиЛ-135, иногда говорится про «вездеход Грачева» – а таких вездеходов было несколько.

Необычность вездехода заключалась, прежде всего, в его трансмиссии и ходовой части: колеса каждого борта получали вращение через отдельную гидромеханическую передачу, а вторая и третья оси были сближены и располагались в центре платформы. Передачи «питались» от двух 120-сильных двигателей ЗиЛ-123Ф. Крайние оси были сконструированы таким образом, что задние колеса при поворотах шли в колее передних – это намного уменьшало радиус поворотов, а значит, увеличивало и проходимость вездехода. Давление в шинах регулировалось из кабины. Подвеска вездехода – жесткая. Кузов ЗиЛ-135 представлял собой цельнометаллический герметичный корпус, наподобие корпуса катера. Рама была встроена внутрь корпуса, и колеса крепились к ней через специальные отверстия. Движение в воде обеспечивали два водометных движителя, расположенных позади автомобиля.

Такая система позволяла обеспечить высокую проходимость, как по пересеченной местности, так и по воде. Кроме того, ЗиЛ-135 мог передвигаться даже при поломке одного из ведущих мостов, более того, он мог передвигаться, даже один из мостов был оторван, или не работал один из двигателей.

ЗИЛ-135Б

В конце весны 1959 года на полигоне завода «Баррикады» (Сталинград) были проведены испытания ЗиЛ-135Б с пусковой установкой ОТРК «Луна». Результаты были неутешительные – при наличии на шасси смонтированного комплекса ЗиЛ-135 передвигаться по воде не мог – слишком тяжело было вооружение. На берегу же скорость автомобиля составила всего лишь 40 км/ч. Несмотря на это, машину все направили на испытательные стрельбы, на которых были произведены три пуска. Комиссия признала ЗиЛ-135 пригодным для установки ОТРК «Луна», и осенью 1959 года на ЗиЛе построили три модели ЗиЛ-135Б – это были машины, созданные с учетом результатов испытаний. ЗиЛ-135Б должен был пойти в серию, но в это время изменились требования к шасси для военных автомобилей подобного назначения, и ЗиЛ-135Б оказались не у дел, потому что проходимость по воде уже не требовалась, а чтобы достичь ее, надо было тратить изрядные средства.

Через четыре года ОТРК «Луна» был признан устаревшим, пусковые установки 2П21, которые употреблялись для пусков ракет и которые планировалось устанавливать на шасси ЗиЛ-135 и ЗиЛ-135Б, оказались невостребованы. Работы по амфибии свернули.

Кроме ЗиЛ-135 и ЗиЛ-135Б, в дальнейшем (до 1967 года) во время работы над проектом было произведено и несколько других интересных машин, тоже опытных: ЗиЛ-135Е, ЗиЛ-135К, ЗиЛ-135 КМ, ЗиЛ-135КП, ЗиЛ-135ЛМ, ЗиЛ-135П, ЗиЛ-135ЛН, ЗиЛ-135Э, ЗиЛ-135Ш. В основном это были опытные и экспериментальные образцы, предназначенные в основном для испытаний и проработок серийных моделей, но некоторые из стали и серийными.

Рубрики: Зил и ЗиС
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить комметарий

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>