ЗиЛ-132Р

ЗиЛ-132Р – советский опытный полноприводный универсальный трехосный высокопроходимый грузовой автомобиль с равнораспределенными осями.

ЗиЛ-132Р

В начале 1960 года на автозаводе имени Лихачева был создан экспериментальный вездеход с равнораспределенными осями, носивший индекс ЗиЛ-132. Часть агрегатов ЗиЛ-132 была внедрена в вездеход в других автомобилей, в частности, с ЗиЛ-Э130 и ЗиЛ-135, часть же (шасси, трансмиссия и т. п.) была уникальной разработкой. Автомобиль прошел многочисленные испытания, но в серию пущен не был. Тем не менее, конструкция была позже использована во множестве других разработок, в том числе и опытных. Среди таких разработок был и ЗиЛ-132Р.

ЗиЛ-132Р конструктивно представлял собой автомобиль удивительный. Дело было не столько в том, что это был непривычный для ЗиЛов бескапотный вариант, а то, что на ЗиЛ-132Р была смонтирована уникальная система смены кузовов. Возможно было с помощью специальных замков менять один тип кузова на другой (своеобразный «конструктор»). Тем самым обеспечивалась возможность устанавливать огромное количество видов различных кузовов и оборудования на автомобили одной и той же серии, не изменяя шасси. Как вы понимаете, это очень удобно, и к тому же ведет к немалой экономии средств, поэтому ЗиЛ-135Р должен быть в серию как основа для нового семейства (семейство – это группа моделей, использующих одни и те же узлы, агрегаты и платформу с незначительными ограничениями, например, семейство ЗиЛ-130). Машина была оборудована системой регулирования давления в шинах, а также дисковыми вентилируемыми тормозами, которых тогда еще не было ни одном советском грузовике.

ЗиЛ-132Р на испытаниях

Кроме того, ЗиЛ-132Р был для того времени довольно прогрессивным автомобилем и по внешнему виду – вспомните разработки конца 60-х годов, тот же «динозавр» ЗиЛ-157. Изначально машина разрабатывалась как сельскохозяйственный грузовик, и поэтому на начатых в 1973 году испытаниях ЗиЛ-132Р более всего проверяли на пригодность именно в этом качестве. Машина с честью прошла все тесты: преодолевала крутые подъемы, продвигалась по раскисшим грунтовкам и пашне, участвовала в синхронной работе с сельхозтехникой, пересекала рвы и броды. Комиссия признала автомобиль качественной разработкой – и это неудивительно, ведь ЗиЛ-132Р был одним из передовых грузовиков того времени !

На машину ставили различные кузова: борт, фургон и другие. Позже была создана модификация ЗиЛ-132РС – седельный тягач, а также усовершенствованная версия – ЗиЛ-132РМ. Об этих автомобилях разговор отдельный.

Почему ЗиЛ-132Р похож на Камаз ?

На фото можно увидеть, что ЗиЛ-132Р имеет довольно сильное сходство с автомобилями КАМАЗ. Дело в том, что в 1973 году как раз шло интенсивное возведение предприятия, известного как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (ПО «КАМАЗ»). И, по всей видимости, часть разработок была передана позже на КАМАЗ, где и была использована позже в производстве. Переходная модель была названа ЗиЛ-170 (вы еще с ней познакомитесь здесь), а затем машины такого плана стал делать Камский автозавод.

Поэтому не ЗиЛ-132Р похож на КАМАЗ, а совсем наоборот – КАМАЗ похож на ЗиЛ-132Р. :)

Несмотря на все плюсы, автомобиль к серийному производству рекомендован не был. Тем временем, были выпущены в серию грузовики КАЗ-4540 «Колхида» и трехосный Урал-5557. Это, вероятно, сыграло свою роль в том, что ЗиЛ-132Р так и остался экспериментальным. Тем не менее, на его основе затем была создана модель ЗиЛ-132РМ, которая, хоть и не пошла в серию, зато выглядело чрезвычайно современно (в том числе и для нынешнего времени).

Сколько было изготовлено ЗиЛ-132Р, выяснить не удалось. Вероятно, учитывая то, что работы по нему шли до 1980 года, несколько единиц.

Рубрики: Зил и ЗиС
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить комметарий

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>